Сергей Шахматов (obninskchess_ru) wrote,
Сергей Шахматов
obninskchess_ru

Category:

Кто написал полонез Огинского?


Михаил Клеофас Огинский

Избитая шутка "с бородой", основанная на двух сросшихся понятиях: польском танце «Полонез» и фамилии польского же композитора (некоторые источники добавляют "любителя", хотел бы я стать таким "любителем") Михаила Огинского (полное имя: Михаил Клеофас Огинский).

Вот как реализация этой шутки выглядит на телеэкране



Правильный ответ конечно: полонез Огинского, Огинский же, собственно и написал.

Удивительно, как срослись эти два понятия, только лишь благодаря тому, что музыкальное произведение, написанное в 1794 году (221 год назад!), стало по-настоящему бессмертным.
Фактически музыкальный аналог "восьмого" чуда света, хотя конечно не единственный: гениальных музыкальных произведений гораздо больше, чем "чудес света".

И что же такое это за "чудо", более или менее полное название, которого звучит примерно так: Михаил Клеофас Огинский, Полонез №13, ля-минор (a-moll), "Прощание с Родиной".

Да, уважаемые читатели, этот полонез, оказывается, имеет название и оно естественно не "Полонез Огинского", а "Прощание с Родиной". Ниже немного обо всём: биография композитора, история создания, варианты исполнения и многое другое, включая сканы оригинальных нот.

Копнул материала по теме в интернете, а там, чего только нет.
Приведу лишь малую часть.

Поскольку место здесь ограничено, я детализировать биографию композитора и историю создания полонеза не буду, моя цель несколько иная. А ниже приведу лишь ссылки и на то и на другое.
Биография М.К. Огинского в Википедии. И там же немного о полонез, истории его создания.


Вот неплохое исследование нашёл в ЖЖ-блоге, причём, что интересно, у одного из своих друзей serg_slavorum (как хорошо дружить с полезными людьми!). Тут всё: и биография, и история создания, и другие детали и подробности, ну просто море материала.

Кто только "Полонез" не исполнял. Здесь довольно много трактовок: есть оркестровые, есть переложения для различных инструментов и ансамблей, а так же два (возможно и больше) варианта для фортепиано.

Роликов на Ютубе немерено.
Начиная от самых "страшных" детско-ученических
http://www.youtube.com/watch?v=2dlH61yGZI8
http://www.youtube.com/watch?v=6KqIxwYgFCI

...до интерпретации Виктора Зинчука



--------------------------------------------------------------------
Поразил  и этот "псевдо профессиональный" ролик (ниже).



Тут всё и название и съёмка и т.д. "а ля профи". Но вот трактовка полонеза. Мало того, что это не самый удачный вариант (на мой взгляд). Плюс, исполнено просто ужасно, опять же, на мой взгляд: не плавная левая рука, не лучшая её трактовка, накладывается на ужасающее стаккато в правой, можно конечно сказать "своё прочтение", но стаккато слишком много и слишком вычурно.
UPD: прослушав немного дальше, чем требовалось, что бы понять, что этот ролик, только лишь "псевдо", вдруг выяснилось. Ребят, авторы ролика! У вас там "до" третьей октавы не строит конкретно, издавая тройной звук! Ну, настройте вы хотя бы пианино (судя по всему, это даже не рояль) прежде чем записывать музыку!

Забавный ролик исполнения этого же полонеза военным оркестром.

Кстати сама трактовка интересная, но мне совершенно не понравилось вступление (почти 30 секунд!) в духе "военного марша". Это конечно соответствует тому, кто исполняет (военный оркестр), но, на мой взгляд, совершенно не соответствует духу этого глубоко лирического произведения.

А вот, очень неплохая оркестровая трактовка, Академическим симфоническим оркестром, харьковской областной филармонии.
Всё отлично, но, на мой взгляд, чуть-чуть бы медленнее и плавнее, буквально чуть-чуть.

Примерно в таком же ключе на любительском ролике исполняет оркестр Большого Театра.



-----------------------------------------------------------------------------------------
Вот отличное, опять же, на мой взгляд, фортепианное исполнение (ниже)



Одна лишь оговорка: где-то эта трактовка называется авторской (первоначально "Полонез" был написан для клавира, остальные варианты и переложения появились позже), но здесь не совсем всё-таки ясно.

Например, здесь выложен скан оригинальных нот московского издания Юргенсона 1914 года, и там ноты (титульный лист) выглядят несколько иначе: отсканированный первый лист (обратите внимание, это интересное наблюдение: крупный заголовок на французском "Знаменитый полонез" — célèbre, а "Прощание с Родиной" выше и мельче — "Les adieux a la patrie") .
К слову сказать, мне этот вариант больше всего импонирует. Плавная интерпретация и боле привычная на слух, чем в предыдущем ролике, без витиеватых форшлагов правой руки, соединяется с наиболее интересной, на мой взгляд, интерпретацией левой (не как в привычных школьных нотах, говорят, что это "облегчённый вариант" ум-па ум-па ум-па, а более интересное и ближе к оркестровой трактовке ум-па-па-па-па-па).


Вот, пожалуй, только "малюсенькая вершинка" огромного "айсберга" по данной теме.
В заключение приведу семиминутный ролик программы "Абсолютный слух" телеканала "Культура".



Здесь в сжатой форме рассказано примерно всё, то, что я систематизировал и написал выше. Обратите внимание, за кадром звучат обе фортепианные трактовки.
А в конце затронута мысль, ради которой я и обратился к данной теме.

Существует много примеров, когда человек, занимающийся всю жизнь творчеством, оставил после себя огромное наследие, большая часть которого стало популярным и принесло ему известность.
Или наоборот "натворил" много, но известными из этого стали лишь единицы.
"Полонез Огинского", позволю себе назвать его так "по-народному"— яркий пример того, когда творчество было не самым главным в жизни, и наследие не так уж велико, но есть среди него всего одна, яркая, казалось бы небольшая "звёздочка", прославившая композитора на века, превратившись в "звезду вселенского масштаба".

Никогда не знаешь: что, где и когда "выстрелит".
Кто-то пишет всю жизнь "тоннами". Яркие примеры: Гендель 40 опер (!) 32 оратории и т.д., а это всё монументальные произведения (!), или Гайдн 104 симфонии (!!! истинный масштаб понятен тем, кто понимает, что означает написание хоты бы одной симфонии и вообще, что такое "симфония"), хотя конечно там и "Прощальная" и 103-я "с тремоло литавр" и всё-таки, далеко не все стали известными.
А кто-то, живёт полноценной жизнью, участвует в восстаниях, совершает побеги, служит на высоких государственных постах и где-то между этими событиями, поддавшись сиюминутной слабости и тоске по Родине, пишет несложную пьеску для клавира, и именно это, казалось бы, столь незначительное, на тот момент, событие, оставит его фамилию в веках, причём настолько, что людям будет совершенно всё равно, кем он был и как жил, а многие, даже не будут знать, что его фамилия и является именно фамилией, а не названием произведения.
Так всё-таки, кто же написал "Полонез Огинского"?

Tags: видео, интересное, легенды, музыка
Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo obninskchess_ru november 30, 2019 01:49 4
Buy for 100 tokens
Много вы знаете в интернете абсолютно бессмысленных сервисов? А часто ли вы обращались на этих сервисах в техподдержку? Я знаю один из бессмысленных — WebMoney . Для работы в интернете, получения и перевода денег, сервис абсолютно бесполезный и откровенно проигрывающий Яндексу…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments