Сергей Шахматов (obninskchess_ru) wrote,
Сергей Шахматов
obninskchess_ru

Category:

Виктор Пожарский. «Учебник шахмат в партиях чемпионов» (Часть - 2)

Виктор Пожарский. Учебник шахмат в партиях чемпионовАнонс новой книги Виктора Пожарского «Учебник шахмат в партиях чемпионов», присланный автором специально для ObninskchessRu.


Из-за ограничений ЖЖ текст разбит на две части.
Часть - 2

Виктор Пожарский

Учебник шахмат в партиях чемпионов

Ростов-на-Дону Феникс 2015

Продолжение. Начало здесь

ПРЕДИСЛОВИЕ

Михаилу Ботвиннику приписывают крылатое выражение: «Игре в шахматы нельзя научить, шахматам можно только научиться». Разумеется, Михаил Моисеевич имел в виду овладение не начальными сведениями о шахматах (ходами фигур и элементарными матами), которым успешно учат и дошкольников, а мастерским и гроссмейстерским искусством.
Мысль 6-го чемпиона мира подтверждается историей шахмат, которая рассказывает нам, что среди новичков, стремящихся к шахматным высотам, наиболее успешны две группы:

   1) Одаренные дети (старинное выражение — вундеркинды), такие, как Пол Морфи, Хосе Капабланка, Сэмюэль Решевский, Пауль Керес (малочисленная группа), схватывавшие суть игры самостоятельно, наблюдением, как играют взрослые.
   2) Дети и подростки, взявшие в руки шахматные книги, которые их заинтересовали и которые они прочитали и разобрали, и это привело к включению в работу их мыслительного аппарата, а в конечном счете — к быстрому прогрессу в игре.

Ко второй группе можно отнести, например, Акибу Рубинштейна, Михаила Ботвинника, Тиграна Петросяна, Роберта Фишера, Владимира Крамника
(многочисленная группа).

Морфи, несомненный вундеркинд, может быть отнесен также и ко второй группе, поскольку в раннем возрасте прошел огромную самостоятельную учебу по книгам и журналам и изучил партии всех сильнейших шахматистов мира. Думается, именно это помогло ему творчески осмыслить состояние шахматного искусства и
сделать невероятный скачок вперед.


Основываясь на своем личном опыте, Тигран Вартанович Петросян (проштудировавший и запомнивший наизусть все партии книги «Моя система
на практике» Арона Нимцовича) написал: «Книга — основа самостоятельной работы над изучением шахмат. Ни один тренер, даже самый лучший, не сможет научить шахматиста тому, что он сам почерпнет в книгах».

Недавно мне написал незнакомый кандидат в мастера из российской глубинки. Его проблемный вопрос — как расти в шахматах дальше, если в городе нет мастеров. Дал ему такой совет: найти партии Ботвинника без комментариев, взять чистую тетрадь и, не спеша, партию за партией, самому письменно прокомментировать, обращая внимание как на планы игры, так и на варианты.
Написал анализ одной партии — сравнил с примечаниями самого Ботвинника из его пятитомника (или трехтомника). Будут различия в комментариях — но не отступать! Если выдержать, то к концу работы можно ожидать заметного про-
гресса.
Цель книги, которая перед вами, — показать развитие прогресса и стилей шахматных партий всех эпох на материале творчества лучших игроков мира и одновременно дать читателям учебный материал для совершенствования.

Действительно, у кого лучше всего учиться, как не у чемпионов!

В книге 31 глава, и каждая из них связана с именем одного игрока — от Джоакино Греко до Магнуса Карлсена. Глава содержит несколько партий, каждая из которых выбрана с конкретной педагогической темой и сопровождается примечаниями пояснительного характера, а также содержит название темы и аннотацию для акцентирования еe учебных целей.

Всего в книге 94 партии. Во всех случаях, где это было возможно, привлекались комментарии шахматистов, игравших данные партии, или других
гроссмейстеров.

При комментировании партий для анализа вариантов и оценки позиций применялась современная супергроссмейстерская компьютерная программа «Гудини-4». В некоторых партиях эта программа позволила сделать новую (по сравнению с известными публикациями) оценку некоторых
позиций.
Два примера.

poj2 d1

Прежние комментаторы этой партии (а среди них были великие игроки, включая Эмануила Ласкера) не нашли в этой позиции ничьей за белых. Зато это сделал беспристрастный «Гудини-4».
В партии было 47. h6? f3, и черные выиграли.
А между тем белые добивались ничьей неочевидной игрой ладьи: 47. Лd7+! Крf6 (или 47. ...Кре6 48. Лd8!, и на продвижение короля на пятую линию следует 49.d7) 48. Лd8!
(угрожая 49. Лf8+) 48. ... Крg7 49. Лd7+ Крf8 50. Лd8+ Крf7 51. Лd7+. Ничья.
В партии Пильсбери — Ласкер (Санкт-Петербург, 1895/1896) после хода 18. ... Лс3–а3!! возникла следующая позиция:

poj2 d2

В партии было 19. ef+.
Гарри Каспаров (в кн. Мои великие предшественники. Т. 1. М.: РИПОЛ классик, 2003. С. 144) считает, что на 19-м ходу белые добивались ничьей путем 19. ba! Фb6+ 20. Крc2 (рекомендовано Каспаровым)
20. ... Лc8+ 21. Крd2 Ф:d4+ 22. Крe1 Фc3+ 23.Крe2.
Однако программа «Гудини-4» усилила игру черных и нашла выигрыш:
22. ... Фe3+! 23. Сe2 fe!!
Последний ход черных открывает вертикаль «f» для ладьи, и это меняет оценку варианта. Возможное продолжение:
24. Фh3 Сc3+ 25. Крf1 Лf8+ 26. Сf3 Сa5! 27. Фg3 Сb6 28. a4 e5 (оценка: –3,41). Поэтому «Гудини-4» вместо хода 20. Крc2 рекомендует играть: 20. Сb5 Ф:b5+
21. Крa1 fe! 22. Фg4 Фb6 с оценкой (–0,62).
Таким образом, жертва Эмануила Ласкера 18. ... Лa3!! во всех вариантах
ведет к преимуществу черных.

Развитие шахматного искусства в XVII–XXI вв. не было плавным. Прогресс в шахматах определялся тремя факторами:
1) количеством шахматистов и соревнований;
2) информацией (распространение шахматных партий, книг, журналов и других учебных средств);
3) появлением ярких личностей, резко ускоряющих прогресс.
По этим факторам и отметим некоторые основные этапы развития шахмат.

1. Итальянская романтическая школа.

Девиз игры — только атака! О защите не думали. Стратегического плана не было. Вообще план, если и был, то на тактику: вывести ферзя и напасть на
короля, часть фигур пожертвовать для расчистки линий и ослабления чужого короля.
Излюбленные дебюты — королевский гамбит, итальянская партия, дебют двух коней.

2. Учение Франсуа Филидора о роли пешек.

В отличие от предшествовавшей романтической школы, где была только одна цель — матовая атака, Филидор предложил выбирать позиционный план
игры, основанный на расположении пешек. Пешки — основа атаки и защиты. В атаке пешки идут впереди, фигуры за ними — об этом раньше вообще не думали. В своих партиях Филидор применял размен ферзей и переход в выгодный эндшпиль — огромный скачок вперед в развитии шахматного
искусства.
Филидор издал учебник шахмат, выдержавший более 100 изданий и оказавший огромное влияние на развитие шахмат. В нем он сформулировал, в частности, один из основополагающих принципов шахматного искусства: «Настоящие
атаки осуществляются объединенными усилиями многих фигур». В современных шахматах это описывается двумя словами: взаимодействие фигур.

3. Творчество Лабурдоннэ —борьба за центр и на основе крепкого центра — атака. Основание первого в мире шахматного журнала «Паламед» в Париже.

4. Зарождение позиционного стиля. Творчество Говарда Стаунтона: шахматная стратегия, искусство маневрирования.

5. Творчество гения комбинаций Адольфа Андерсена: атака на короля с учетом новейших достижений и прежде всего развития и концентрации фигур.

6. Творчество Пола Морфи — универсальные шахматы. Достижение Морфи: успех атаки определяется не гениальностью атакующего игрока, а расположением фигур на доске, сильной позицией. Атаку надо подготовить. Играть по позиции — стиль Морфи, справедливый и для XXI в.
М.М. Ботвинник считал, что игра Морфи в открытых позициях (мобилизация сил, создание и использование для атаки открытых линий) является образцом, и ничего нового в этой области позднее уже не было достигнуто.

7. Учение Вильгельма Стейница о позиционной игре —поворотный пункт в развитии шахматного искусства.
Стейниц был приверженцем научного подхода в изучении шахмат.
Он разложил оценку позиции на составляющие элементы, выделил наиболее существенные признаки позиции и сформулировал общие принципы шах-
матной стратегии. Стейниц вел огромную просветительскую работу по редактированию шахматных журналов. Под влиянием идей Стейница модным
стало играть закрытые дебюты, главным образом, отказанный ферзевый гамбит.

8. Эмануил Ласкер — сторонник позиционной школы Стейница — усилил на практике спортивную, а именно — психологическую, сторону шахматной игры. Он считал, что использовать недостатки соперника и делать неудобные для него ходы чаще важнее, чем искать самые сильные ходы в позиции.

9. Вклад шахматистов — представителей гипермодернизма, основоположниками которого считаются Арон Нимцович, Рихард Рети, Дьюла Брейер,Савелий Тартаковер. Считают, что и Александр Алехин вложил свои идеи в это направле-
ние. Важнейшие заслуги гипермодернистов: более гибкое понятие борьбы за центр — не обязательно захват его пешками, а воздействие пешками (подрыв) и фигурами; блокада; профилактика; избыточная защита; лавирование. На этих
идеях появился целый ряд жизнеспособных дебютов: защита Нимцовича, дебют Рети, новоиндийская, защита Грюнфельда, защита Алехина, староиндийская. Гипермодернисты не отвергали учение Стейница, а расширили его. Они дали
миру несколько замечательных книг, по которым учились поколения шахматистов: «Моя система» и «Моя система на практике» Нимцовича, «Уль-
трасовременная шахматная партия» Тартаковера.

10. Творчество Александра Алехина — универсализм, сочетание стратегических и тактических методов, глубокий домашний анализ и на его основе серьезная дебютная подготовка. Анатолий Карпов писал: «Следующими (после Стейница)
были изменения, намеченные Алехиным, но внедренные и развитые Ботвинником, — научный подход к шахматам... Алехин много работал дома. Целый ряд известных партий он выиграл, прямо с дебюта беря противника
в заготовленные дома тиски».

11. Советская шахматная школа и ее наиболее яркий представитель Михаил Ботвинник.
Суть этой школы — в государственной поддержке шахмат, создание системы шахматных соревнований. Сам М.М. Ботвинник был не только выдающимся
шахматистом, 6-м чемпионом мира, но и основоположником научного подхода к подготовке к шахматным соревнованиям. Он внес в шахматы глубокий анализ уже в области дебюта, что особенно развилось в более поздние времена с появлением шахматных компьютеров.
М.М. Ботвинник — также основоположник непостоянных шахматных школ для одаренных юных (занятия сессиями, например три раза в год), сыгравших важную роль в совершенствовании шахматных талантов в СССР).

12. Создание в Югославии периодического издания «Шахматный Информатор». Этот сборник новейших партий, сыгранных за последние месяцы, издавался несколько раз в год, завоевал огромную популярность во всем мире и оказал
большое влияние на развитие прогресса в шахматах.

13. Спортивные достижения Роберта Фишера и его требования по улучшению условий игры и жизни шахматистов-спортсменов привели к трем важнейшим результатам:
а) повысилась материальная оценка труда сильных шахматистов;
б) серьезно повысился авторитет шахмат среди молодежи стран Запада и Востока;
в) увеличилось количество турниров.
Факт, что Фишер выиграл матч на первенство мира у Спасского в одиночку, без поддержки государства и мощных тренерских бригад, морально стимули-
ровал юных шахматистов других стран мира. Повышение гонораров (призов) за успехи в турнирах позволило молодым шахматистам сосредоточиться на любимом виде спорта. Все это в конечном счете привело к появлению целого ряда новых сильных гроссмейстеров во многих странах.

14. Творчество Анатолия Карпова с его волшебством позиционных побед, развивших учение Вильгельма Стейница.

15. Творчество Гарри Каспарова, виртуоза динамичных шахмат и блестящего аналитика.

16. Появившиеся в конце ХХ в. шахматные компьютеры, а также Интернет резко увеличили возможности анализа и революционализировали овладение информацией и подготовку к партиям. С компьютерными шахматными программами супергроссмейстерского уровня стало возможным самосо-
вершенствование даже при отсутствии сильных партнеров и тренеров.
Это значительно расширило географию представителей верхушки шахматной
пирамиды мира.

Но использование компьютеров шахматистами имеет и негативную сторону. Нередко юные настолько увлекаются дебютной компьютерной подготовкой, что не остается времени на совершенствование в других областях шахматного искусства. Если для гроссмейстеров, которые уже умеют играть в шахматы, это не так существен- но, то для шахматистов-разрядников — порою беда.
Приведем мнение всемирно авторитетного тренера Марка Дворецкого:
«Шахматисты стали рабами дебютной теории! Вместо того, чтобы совершенствовать стиль, технику и т. д., они убивают все время на компьютерную обработку информации. По-моему, это ненормальная ситуация».
Закончим предисловие оптимистичной мыслью. Шестнадцатый чемпион мира Магнус Карлсен своим творчеством демонстрирует, что он добивается успехов в соревнованиях не глубокой домашней подготовкой в
области дебюта, а пониманием позиций и мыслительной работой за доской во время партии, адекватно реагируя на изменения ситуации. Для Карлсена нет преград играть на победу и в так называемых «простых» позициях, где компьютеры показывают полное равенство (см. например, партию № 92 Раджа-
бов — Карлсен).
Для молодых чемпионы мира всегда были путеводными звездами. Выразим надежду, что игра и успехи Магнуса Карлсена вдохновят юных шахматистов на серьезную учебу и развитие своих творческих способностей.

Партия 94

КАРЛСЕН — ГЕЛЬФАНД

(Цюрих, 2014)

Открытые линии — дороги победы.

Как открываются и используются для атаки диагонали, вертикали и горизонтали.



Линейные фигуры — слоны, ладьи, ферзи — могут хорошо работать, если их пути не загромождены пешками (чужими или своими). Чтобы включить линейную фигуру в атаку, необходимо освободить для нее дорогу.

Партия Карлсен — Гельфанд — прекрасный пример создания и использования всех трех типов открытых линий на шахматной доске, а именно: главной белой диагонали, вертикали «а» и 7-й горизонтали.

1. c4 g6 2. d4 Кf6 3. Кf3 Сg7 4. g3 c6 5. Сg2 d5

Черные применили труднопробиваемый вариант защиты Грюнфельда, славящийся ничейными тенденциями. Прочный центр черных, основой которого является хорошо защищенная пешка d5, ограничивает белого слона g2.

6. Фa4

Ход для черных ничем не страшный. Естественно, они отвечают рокировкой. На практике белые чаще играют 6. Кс3, но и в этом случае дебютного преимущества у белых нет. Игра равна.

6. ... 0–0 7. 0–0 Кfd7

Чаще встречалось 7. ... Кbd7, но в этой партии черные, по-видимому, хотят сохранить возможность развить ферзевого коня на с6 (если черная пешка с6 перейдет на d5). Сейчас угрожает маневр коня на b6, поэтому белые должны определить новый пункт для ферзя.

8. Фc2 Кf6

Борис Гельфанд решил держать пешку на d5, хотя была возможность разменять центральные пешки путем 8. ... dc 9. Ф:c4 (в партии Фрессине — Гельфанд, 2013, было 9. ... Кb6 10. Фc2 Ка6 11. Кс3 Сg4 тоже с примерно равной игрой) 9. ...e5, как в партии Бакро — Сарич (2013), в которой далее последовало 10. de К:е5 11. К:е5 С:е5 12. Кс3 Се6 с полным равенством.

Похоже, что сделанный Борисом ход — молчаливое предложение ничьей.Если белые повторяют позицию 9. Фа4, то черные могут сделать то же самое:9. ...Кfd7. Но и после хода в партии на доске равная позиция.

9. Сf4

Магнус так быстро на ничью не соглашается, он борец. Его совершенно не смущает, что белые не извлекли из дебюта преимущества. Для него борьба только начинается.

9. ... Сf5 10. Фb3 Фb6

Хороший ход. Теперь после 11. Ф:b6 ab (12. сd К:d5) небольшое преимущество у черных, так как их ладья владеет полуоткрытой линией «а».

11. Кbd2 Кe4?!

Естественным продолжением было 11. ... Кbd7 =.

poj2 d3

Гроссмейстер нарушил известное дебютное правило: не ходи дважды одной фигурой в ущерб развитию других фигур. Конечно, в закрытом дебюте выполнять это правило не так важно, как в открытом. Но у этого хода есть и другой недостаток: белые могут в выгодный момент коня е4 разменять. Сразу делать это не следует. После 12. К:e4 de 13. Кd2 (13. Кe5?? Ф:b3 14. аbf6) 13. ...С:d4 у черных преимущество. Магнус использует недостатки 11-го хода черных очень тонко.

Гроссмейстер «Гудини-4» после хода 11. ... Кe4 немедленно показывает изменение в оценке позиции: (+0,25).

12. e3

Прежде чем перейти к решительным действиям, белые укрепляют центральную пешку d4.

12. ... Ф:b3

Это серьезная уступка. Черные, надеясь, что размен ферзей приблизит их к ничьей, отдают сопернику полуоткрытую линию «а».

13. ab

poj2 d4

Так в чью пользу размен ферзей, который совершили черные?

С одной стороны, теперь у белых сдвоенные пешки b2 и b3, которые могут быть слабостью. С другой стороны, ладья а1 получила в свое распоряжение полуоткрытую вертикаль «а», по которой, как мы вскоре убедимся, сможет совершить несколько наступательных операций. Это преимущество окажется важнее, чем сдвоение пешек.

13. ... Кa6

Конь развился на край доски, чтобы прикрыть пешку а7

и освободить ладью а8 от обязанности защищать эту пешку. Однако не в пользу черных, если конь долго задержится на краю. Другие возможности были

13. ... Кd7 или 13. ... а6. Во всех случаях у белых небольшое преимущество.

14. cd cd

Цель белых — освободить главную белую диагональ для слона g2. Поэтому они разменами уменьшают количество черных пешек в центре.

poj2 d5

15. g4!!
Неожиданный ход! Он не бросается в глаза, его не легко найти. Интересно, что «Гудини-4» долго не видит хода Карлсена, и только если компьютеру подсказать, соглашается, что это сильнейшее продолжение. Кажется, что белые на ровном месте отдают пешку. Но за этот небольшой материальный урон они убирают с поля d5 черного пехотинца (заставляют его перейти на е4), а затем и оттуда его тоже удаляют, полностью открывая главную диагональ для своего слона. Очень поучительно наблюдать, как это происходит.

15. ... С:g4

Черные принимают вызов. В их распоряжении было два способа отказаться от взятия на g4:

1) 15. ... К:d2 16. К:d2 .d3 17. С:d5! С:f1 18. Кр:f1 e5 19. С:b7 c явным преимуществом белых;

2) 15. ... К:d2 16. К:d2 Сe6 17. Лfc1 Лfc8 18. h3 h5 19. gh gh 20. Лc3. «Гудини-4» дает оценку (+0,16).

16. К:e4 de 17. Кd2

Белые дважды напали на пешку е4. Отдавать ее черным не хочется — получится, что черные бесплатно позволили противнику открыть главную диагональ. Защитить можно только путем f7–f5.

poj2 d6
17. ... f5

Этот ход на первый взгляд кажется неплохим, но он имеет серьезные недостатки.

Во-первых, ослабляется диагональ а2–g8; белые все равно откроют главную дорогу для слона g2, после этого он в выгодный момент сможет атаковать черного короля с поля d5.

Во-вторых, теперь в некоторых вариантах слону g4 отрезан путь «домой», и в партии он будет долго прозябать на поле h5.

В-третьих, (это сейчас еще не так очевидно) уход черной пешки «f» с поля f7 ослабляет седьмую горизонталь; мы увидим, как этим воспользуется белая ладья.

18. f3!

Разумеется! Открывается главная диагональ, хозяином которой станет слон g2. Оценка «Гудини-4» (+ 0,68).

18. ... e5

После 18. ... ef 19. К:f3 Лad8 (чтобы защитить пункт d5 от белого слона; в случае 19. ...Кb4 20. Кe5 С:e5 21. С:e5 Кс2 22. С:b7! Лad8 23. Л:a7 К:е3 24. Са6 с явным перевесом белых) 20. h3 Сh5 21. Кg5, и у белых заметное преимущество.

Ходом в партии черные спешат нанести удар по белому центру, пока конь не встал на f3. Обратим внимание, что седьмая горизонталь в позиции черных еще более раскрылась.

19. de ef

Если 19. ... Лad8, то 20. К:е4!

20. К:f3 Лae8

Если 20. ... Кb4, то 21. Кd4! с оценкой (+0,74).

poj2 d7

21. Лa5!

Вот что значит владение полуоткрытой линией — ладья защитила пешку е5 и в удобный момент может маневрировать и по пятой горизонтали, и по вертикали «а».

21. ... Кb4 22. Кd4!

Это сильнее, чем 22. Лb5 a5 23. Л:b7 С:f3.Теперь сравните белопольных слонов — не случайно «Гудини-4» дает оценку (+0,65). Коня b4 легко оттеснить — и слон g2 встанет на d5.

22. ... b6 23. Л:a7

Вот когда сказалась слабость седьмой горизонтали в позиции черных!  Из-за отсутствия пешки f7 действие белой ладьи простирается до поля g7.

poj2 d8

23. ... С:e5 24. Сh6!

Слона следует сохранить. При двух слонах и ладье на седьмой линии угрозы белых опаснее. Да и у ладьи f8 нет хорошего поля для отступления.

24. ... Лf6

После 24. ... Лf7 черные проигрывают форсированно: 25. Ла4! (выигрывающий маневр по открытой вертикали) 25. ... Сd6 26. h3 Сh5 27. Кc6 К:с6 28. С:с6 Ле5 29. Лd4 Лf6 30. Сd5+ Крh8 31. Ла1! (в этой партии открытая вертикаль «а» — дорога победы) 31. ... Ле8 32. Ла7!, и белые выигрывают.

25. h3

Еще сильнее 25. Ла4! Сd6 (или 25. ... Кd3 26. Сd5+ Крh8 27. Кe6!) 26. h3.

25. ... Сh5

Продолжение 25. ... С:d4 26. ed Сe2 тоже в пользу белых, хотя и выпускало на свободу слона g4, например: 27. Лg7+ Крh8 28. Лc1 g5 29. Лe7 Лg8 30. С:g5 Л:g5 31. Л:е2.

poj2 d9

26. Кc2!

Жертва на отвлечение коня от пункта d5.

26. ... g5

Черные вынуждены отдать пешку. Еще хуже взятие коня: 26. ... К:c2 27. Сd5+ Лfe6 (27. ... Крh8 28. Сg7 X) 28. Лc1.

27. С:g5 Лg6

Или 27. ... К:с2 28. С:f6 С:f6 29. Л:f5.

28. Л:f5 h6 29. С:h6

Сильно и 29. К:b4.

29. ... Л:h6 30. К:b4 С:b2 31. Кd5

poj2 d10

Теперь у белых мощный конь.

31. ... Крh8 32. Лb7 Сd1

Если 32. ... Сс1, то 33. е4.

33. b4

poj2 d11

33. ... Лg8

Или 33. ... Сb3 34. К:b6 с оценкой (+1.58)

34. Кe7 Лd8 35. Сe4 Сf6

Трудно дать совет черным. Дело не только в материале, а в том, что ладья b7 владеет открытой седьмой линией, отрезая короля, на которого набрасываются все белые фигуры. Например: 35. ... Л:h3 36. Кg6+ Крg8 37. Сd5+.

36. Л:b6

У белых уже три лишние пешки и слон f6 cвязан. Здесь черные могли сдать партию, но по инерции сделали еще один ход.

poj2 d12

36. ... Крg7 37. Лf2
Грозит 38. Кf5+.
Черные сдались.
Если 37. ... С:e7, то 38. Лg2+.

© Виктор Пожарский
специально для www.obninskchess.ru

Tags: chess, Пожарский, учебник, шахматы, школа
Subscribe

Posts from This Journal “Пожарский” Tag

promo obninskchess_ru november 30, 2019 01:49 4
Buy for 100 tokens
Много вы знаете в интернете абсолютно бессмысленных сервисов? А часто ли вы обращались на этих сервисах в техподдержку? Я знаю один из бессмысленных — WebMoney . Для работы в интернете, получения и перевода денег, сервис абсолютно бесполезный и откровенно проигрывающий Яндексу…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments